воскресенье, 12 ноября 2017 г.

1 Ташкенский международный фестиваль декоративно прикладного искусства.

      Не зря говорят, мечтай!! Когда-нибудь  мечты непременно исполнятся!
      Вот так и случилось, сбылась моя мечта увидеть в Ташкенте лоскутные работы, арт-квилты и мастериц, их представляющих! Я встретила старых друзей и знакомых, познакомилась и подружилась с Галиной Красниковой, на работы которой раньше любовалась только в интернете. 
     Были представлены коллекции Суздальского фестиваля "Душа России" "Лоскутная мозаика", работы отдельных мастеров и коллекции Елены Фоломьевой и Галины Красниковой.
Прекрасные выставочные площадки, великолепное освещение, позволили разглядеть и восхититься и............ ну что греха таить, каюсь, чуть чуть пощупать и потрогать





      
Все лоскутные работы, представленные на фестивале, достаточно известны, они уже выставлялись на различных фестивалях как в России, так и за рубежом. Поэтому я не буду показывать все фото, а немножко попробую рассказать о лоскутном шитье Узбекистана.
      Узбечки, как и женщины всего мира,  не выбрасывали старые, отслужившие свое вещи, а вырезали из них целые кусочки и собирали эти лоскутки в предметы декора своих небогатых жилищ, только ткани использовались национальные. Что носили, из того и шили В Узбекистане техника сборки лоскутков называется "курок"

      
      Эта дорожка украшает вход в кафе в г,Бухаре. Думаю, это не очень старая работа.
Вот это панно снято в музее на улице


К сожалению, у меня больше нет фотографий работ в технике курок, украшающих дома. Возможно именно потому, что он не вышел за пределы домашнего использования и не стал развиваться так, как развивалось лоскутное шитье в Америке и Европе.
        Сразу оговорюсь, возможно я не объективна, это сугубо мое личное мнение. Но я неоднократно встречала курок только в работах известных узбекских художников, представленных как в Узбекистане, так и на международных площадках.

Работа художника Зайнитдина Мирзаева "Материнский дастархан", 2008г


      Технику курок использует в своих работах и самаркандский художник Тоир Шарипов, именно его работы и были представлены на фестивале и были выставлены в Ташкентском Доме фотографии. Почитать о нем можно здесь

 
"Танец"



"Восточный натюрморт"

 

  К сожалению, не сохранила названия следующих работ
 




И еще работа, в которой Т.Шарипов использовал курок, в сочетании с одним из видов традиционной вышивки

"Шохизинда. Ночь"



На фестивале мы познакомились с искусствоведом Ларисой, работающей в государственном объединении мастеров "Устазода" Это был очень интересный визит, я потом о нем расскажу. А сейчас просто покажу квилт, ориентировочно датируемый 1912-1914 годами, который мы у нее увидели.



     Вставленные зеркала, это попытка реставрации, не самая удачная на мой взгляд, говорят там были основательные прорехи.
Интересная деталь - кайма! Такие ситцы, с национальным рисунком,  изготовлялись Российскими мануфактурами тех лет и поставлялись в Узбекистан


5 комментариев:

  1. Иринка,спасибо за такой,познавательный репортаж!!! Фестиваль у вас,отличный получился,очень красивый!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Ира, очень интересно всегда рассматривать национальные техники и особенно старые работы. Спасибо тебе за такой замечательный рассказ! А может, ты знаешь, что такое "курпачи" и в какой технике их шили?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Конечно знаю, у самой на даче стопка курпачей лежит. Это тот же матрас, только узкий и длинный. Мебель, в общепринятом у нас смысле, раньше отсутствовала. На курпачах сидели, вокруг низкого столика, на них спали. Ими были застланы комнаты, там где не ходят. Поэтому ткань для наматрасника использовалась яркая, красивая, по возможностям хозяев. Нижняя сторона из ткани попроще. В стенах узбекских домов всегда предусматривались ниши, в которые они складывались. Вот тут есть фото, глянь http://potrebiteli.uz/potrebiteli/navigator-po-lente/detail.php?ID=4297

      Удалить
    2. Ира, спасибо! Я почему-то думала, что это тоже в лоскутной технике шьется

      Удалить